|
Двухслойные обмотки электромоторов
|
Двухслойные петлевые обмотки с целым числом пазов на полюс и
фазу широко применяются в статорах трехфазных машин переменного тока. Поскольку
эти обмотки двухслойные, то в каждом пазу сердечника в два слоя располагаются
активные строны двух катушек, причем сторона одной катушки — на дне паза
(нижний слой), а второй катушки — поверх нее, т. е. в части паза, прилегающей к
воздушному зазору (верхний слой). Лобовые части каждой катушки тоже занимают
два слоя, а переход из одного слоя в другой осуществляется в лобовых частях катушек.
Петлевой обмотка называется потому, что при обходе ее по схеме приходится как
бы вилять то вперед, то назад.
Двухслойные петлевые
обмотки дают возможность получить любое
укорочение шага. Поэтому здесь можно выбрать любой шаг обмотки, наиболее
благоприятный для данной машины, что позволяет добиться хороших электрических
свойств двигателей при одновременном сокращении расхода обмоточной меди.
На рис. 2.18 приведены схемы двухслойных петлевых обмоток
статора.
Рис. 2.18. Двухслойная петлевая обмотка статора при z = 36, 2р
= 4, q = 3, а = 1; а — обычная двухслойная обмотка с шагом у = 7;
ОДНО — И ДВУХСЛОЙНЫЕ
обмотки ЭЛЕКТРОМАШИН
Одно — и двухслойные обмотки, как и двухслойные
концентрические, выполняются из катушечных групп с концентрическими катушками с
укороченным шагом. Также применяются для обмоток тихоходных двигателей с малым
числом пазов (дробное q). Отличие состоит в том, что одно — и двухслойные
катушки, которые располагаются в пазах, не имеющих катушек других фаз,
выполняются как однослойные (рис. 2.19 и 2.20). Такой смешанный тип обмотки
позволяет произвести укладку более просто. Этот способ удобен для двухполюсных
машин, особенно при малом диаметре расточки статора, когда отгиб большого числа
сторон в расточку при закладке катушек последнего шага затруднен.
Рис. 2.19. Одно — и двухслойная обмотка
Рис. 2.20. Одно — и двухслойная обмотка вразвалку
.