|
Асинхронные электродвигатели
|
Самыми распространенными машинами переменного тока в
настоящее время являются асинхронные электродвигатели. Благодаря простоте
устройства, высокой надежности в работе, удовлетворительным рабочим
характеристикам и сравнительно невысокой стоимости они широко применяются во
всех отраслях народного хозяйства — в промышленности, в строительстве, в
сельскохозяйственном производстве, на транспорте.
Устройство наиболее часто используемого трехфазного
электродвигателя с короткозамкнутым ротором схематически отображено на рис. 1.1.
Неподвижная часть машины — статор (рис. 1.2а) — состоит из сердечника 1,
обмотки 2 и корпуса (станины) 3. Сердечник статора (рис. 1.26) является частью
магнитопровода машины, имеет форму полого цилиндра с равномерно расположенными
на внутренней поверхности пазами осевого направления.
Рис. 1.1. Трехфазный асинхронный электродвигатель с
короткозамкнутым ротором: 1 — корпус; 2 — коробка выводов; 3 — воздушный зазор;
4 — обмотка статора; 5 — сердечник статора; 6 — сердечник ротора; 7 — подшипник;
8 — подшипниковый щит
б) в)
Рис. 1.2. Статор асинхронного электродвигателя: a — статор в
сборе; б — сердечник статора; в — лист сердечника; 1 — сердечник; 2 — обмотка;
3 — корпус (станина)
Он представляет собой пакет, набранный и спрессованный из
отдельных тонких листов электротехнической стали (толщиной 0,5 или 0,35 мм), отштампованных в виде колец с равномерно расположенными вдоль внутренней окружности
выступами и впадинами, которые при сборке образуют пазы (рис. 1.2в). Листы до
сборки в пакет с обеих сторон покрывают изоляционной пленкой (окалиной или
лаком) для уменьшения вихревых токов, возникающих в сердечнике при работе
машины, и снижения потерь энергии в ней.
В пазах сердечника размещают трехфазную обмотку, выполненную
из изолированного медного (реже алюминиевого) провода.
Сердечник статора с обмоткой расположен (обычно запрессован)
внутри корпуса, который отливают из чугуна или алюминиевого сплава. К корпусу
статора крепятся два литых подшипниковых щита со сквозными центральными
отверстиями для подшипников, в которых вращается вал ротора.
Концы обмотки статора присоединены к зажимам, расположенным
в коробке выводов, укрепленной на корпусе двигателя (рис. 1.3а). Обычно выводят
все шесть концов трехфазной статорной обмотки, так как это позволяет
использовать двигатель при разных напряжениях сети, отличающихся в V3 раз
(к примеру, 380 и 220 В). Более высокому напряжению сети в этом случае
соответствует соединение обмоток звездой, более низкому — треугольником (рис.
1.36). Для упрощения таких переключений выводы (начала и конца) обмоток статора
в коробке соответствующим образом маркируются и располагаются в определенном
порядке.
У двигателей с короткозамкнутым ротором роторная обмотка
представляет собой вставленные в пазы сердечника неизолированные медные или
алюминиевые стержни 3 (рис. 1.4), торцы которых с обеих сторон соединены
короткоза-мыкающими кольцами 2 (рис. 1.4), выполненными обычно из того же
материала, что и стержни. Такую короткозамкнутую обмотку называют также «беличьей
клеткой» (рис. 1.46). В двигателях мощностью до 100 кВт она чаше всего
выполняется путем заливки пазов расплавленным алюминием под давлением (рис.
1.4в). Одновременно отливают стержни 3, короткозамыкающие кольца 2 и
вентиляционные лопатки 5. Пазы сердечника в этом случае обычно делаются
закрытыми, круглой или овальной формы.
У отображенного на рис. 1.5 трехфазного асинхронного
электродвигателя с фазным ротором статор устроен так же, как и у двигателя с
короткозамкнутым ротором, в то время как ротор имеет существенные
конструктивные отличия. Сердечник 1 ротора представляет собой пакет
цилиндрической формы, набранный и спрессованный из отдельных тонких
штампованных листов электротехнической стали и насаженный на вал 3. На наружной
поверхности сердечника имеются пазы, в которые укладывается трехфазная обмотка
2 из изолированного медного провода.
Рис. 1.4. Короткозамкнутый ротор асинхронного
электродвигателя: а — с вставленными в пазы стержнями; б — «беличья клетка»; в —
с обмоткой, выполненной заливкой алюминиевого сплава; 1 — сердечник ротора; 2 —
короткозамыкающие кольца обмотки; 3 — стержни обмотки; 4 — вал; 5 — вентиляционные
лопатки
Рис. 1.5. Асинхронный электродвигатель с фазным ротором: 1 —
сердечник ротора; 2 — обмотка ротора; 3 — вал; 4 — подшипниковый щит со стороны
привода; 5 — корпус статора; 6 — обмотка статора; 7 — сердечник статора; 8 — коробка
выводов; 9 — подшипниковый щит со стороны контактных колец; 10 — рычаг
короткозамыкающего приспособления; 11 — щеткодержатели внутри щита 9; 12 — контактные
кольца; 13 — смещающееся вдоль вала кольцо короткозамыкающего приспособления
Обмотка фазного ротора, выполняемая по таким же схемам, как
и обмотка статора, соединяется, как правило, в звезду, а три ее свободных конца
изолированными проводами, проходящими через просверленное внутри вала отверстие,
выводятся к укрепленным на валу трем (обычно медным или латунным) контактным
кольцам 12, электрически изолированными между собой и от вала. С вращающимися
при работе двигателя контактными кольцами соприкасаются неподвижные щетки,
установленные в щеткодержателях 11, которые закреплены на подшипниковом щите 9.
К коробке выводов 8, расположенной на корпусе 5 двигателя, подведены шесть
концов статора 6. Кроме того, отдельно выведены три конца роторной обмотки 2
(через контактные кольца и щетки). В цепь обмотки ротора, таким образом, можно
включить пусковой или регулировочный реостат.
В некоторых выпускавшихся ранее конструкциях асинхронных
электродвигателей с фазным ротором имелось короткозамыкающее устройство,
состоящее из рычага 10 с вилкой и подвижного кольца 13, с помощью которых после
окончания пуска двигателя и выведения из цепи роторной обмотки пускового
реостата все три контактных кольца ротора на ходу электрически соединялись
между собой, а щетки поднимались. В настоящее время такие электродвигатели не
вызапускаются.
Асинхронные электродвигатели с фазным ротором несколько
сложнее по устройству, дороже и менее надежны, чем двигатели с короткозамкнутым
ротором, поэтому их применяют значительно реже — в приводах с тяжелыми
условиями пуска или с повышенными требованиями к их плавности, при
необходимости регулирования частоты вращения и т. п.
Переход отечественной электротехнической промышленности на
выпуск единых общесоюзных серий электротехнических машин был начат именно с
асинхронных электродвигателей, как машин самого широкого, массового применения.
.