|
Вторая единая серия асинхронных электродвигателей
|
Вторая единая серия асинхронных электродвигателей,
заменившая первую, освоена промышленностью в 1961–1965 гг. Электродвигатели
этой серии, получившие обозначение А2 (брызгозащищенное исполнение) и А02
(закрытое обдуваемое исполнение), отличаются от двигателей первой единой серии
более высокими КПД и cosq), меньшими величиными и массой при той же мощности,
более полной унификацией деталей и деталей. Улучшение энергетических показателей
и снижение электропотребления получены главным образом за счет применения для
изоляции обмоток более теплостойких и тонких материалов.
Вторая
единая серия асинхронных электродвигателей
общепромышленного применения охватывает девять габаритов машин — с 1-го по 9-й.
В каждом габарите — по две длины. Таким образом, серия содержит 18 типоразмеров
двигателей. В диапазоне от 0,6 до 100 кВт шкала мощностей состоит из 18
ступеней: от 0,6–0,8–1,1–1,5–2,2–3,0–4,0–5,5–7,5–10–13–17–22–30–40–55–75–100
кВт. Это на четыре ступени больше, чем у первой единой серии, и позволяет
полнее удовлетворить требования многих отраслей народного хозяйства. Расширена
и шкала синхронной частоты вращения, у той не четыре, а пять ступеней:
3000, 1500, 1000, 750, 600 об/мин.
Вторая
единая серия имеет семь электрических модификаций: с
повышенным пусковым моментом (АОП2); с повышенным скольжением (АОС2 и АОЛС2); с
фазным ротором (АОК2 и АК2); многоскоростные; с повышенными энергетическими
показателями для текстильной промышленности (АОТ2); с алюминиевой обмоткой
статора; для частоты 60 Гц (после полного обозначения типа добавляется число
60).
Кроме основных исполнений А2 и А02, предусмотрено еще шесть
специализированных:
• тропическое (Т);
• химостойкое (X);
• влагоморозостойкое (В);
• малошумное (Ш);
• для станков нормальной (С1) и повышенной (С2) точности.
Указанные в скобках буквы и цифры добавляются после полного обозначения типа.
Электродвигатели второй единой серии А2 и А02 могут иметь
три конструктивных формы исполнения: на лапах, с двумя подшипниковыми щитами
(1М1); на лапах, с фланцем на подшипниковом щите со стороны рабочего конца вала
(1М2); без лап, с фланцем на подшипниковом щите со стороны рабочего конца вала
(1МЗ).
Электродвигатели 1–5-го габаритов имеют только закрытое
обдуваемое исполнение (А02), а 6–9-го набаритов — как закрытое обдуваемое
(А02), так и защищенное (А2). Вентиляционная система второй единой серии
несколько улучшена, что способствует более интенсивному охлаждению машин.
Корпуса и подшипниковые щиты электродвигателей второй единой серии выполнены из
чугуна, однако у двигателей 1–3-го габаритов типа АОЛ2 корпуса и подшипниковые
щиты — из алюминиевого сплава.
Сердечники статоров двигателей имеют полузакрытые пазы.
Статорные обмотки — всыпные, выполнены кабелем марки ПЭТ (кроме двигателей
специализированных исполнений), у двигателей 1–3-го и частично 4-го габаритов —
однослойные, а у двигателей больших габаритов — двухслойные.
Электродвигатели рассчитаны на питание напряжением 220/380, 380
и 500 В. При тропическом исполнении применено напряжение 230/400 В.
На рис. 1.7 отображена конструкция двигателей второй единой
серии. Система обозначения типа двигателя как первой, так и второй единой серии
— буквенно-цифровая. к примеру, обозначение АО-51–4 расшифровывается так: А — асинхронный,
О — обдуваемый, первая цифра после букв — номер габарита, вторая цифра — номер
длины, последняя цифра (после черточки) — число полюсов. Следовательно,
указанное обозначение относится к входящему в состав первой единой серии
трехфазному асинхронному электродвигателю с коротко-замкнутым ротором, в
закрытом обдуваемом исполнении, с сердечником 5-го габарита и первой длины,
четырехполюсному.
Рис. 1.7. Асинхронные электродвигатели второй единой серии: a
— А02–41; б — АК2–81; 1 — вал; 2 — крышка подшипника; 3 — подшипник; 4 — подшипниковый
щит; 5 — выводные провода обмотки статора; 6 — катушка однослойной обмотки
статора; 7 — корпус статора; 8 — подъемное кольцо (рым-болт); 9 — сердечник
статора; 10 — сердечник ротора; 11 — скоба, стягивающая пакет сердечника
статора; 12 — кожух вентилятора наружного обдува; 13 — вентилятор наружного
обдува; 14 — болт крепления ступицы вентилятора на валу; 15 — лопатки
вентилятора, перемешивающего воздух внутри машины; 16 — коробка выводов; 17 — обмотка
ротора; 18 — нажимная шайба; 19 — бандаж лобовой части обмотки ротора; 20 — вывод
от роторной обмотки к контактному кольцу; 21 — кольцо, поддерживающее лобовые
части роторной обмотки; 22 — бобышки нажимной шайбы, к которым крепится поддерживающее
кольцо; 23 — диск, на котором крепится ось щеткодержателя; 24 — наружная крышка
подшипниковой камеры (прижимается диском 23); 25 — контактные кольца; 26 — съемный
кожух контактных колец; 27 — замок съемного кожуха
Обозначение А02–61–6 относится к входящему в состав второй
единой серии трехфазному асинхронному электродвигателю с короткозамкнутым
ротором, имеющему закрытое обдуваемое исполнение, с сердечником 6-го габарита и
первой длины, шестиполюсному.
.